Поиском своей волшебной формулы занят
Поиском своей волшебной формулы занят почти каждый трейдер. К сожалению, ее не существует. Правда заключается в том, что финансовый мир — это царство бессистемного беспорядка и абсолютного хаоса.
Время от времени в его движениях, кажется, прослеживаются некие модели, подобно тем фигурам, которые иногда рисуют нам облака или морская пена. Но все они эфемерны. Они не могут служить фундаментом для строительства серьезных планов. Они очаровательны, и им часто удается одурачить таких умных людей, как профессор Фишер. Но по-настоящему умный трейдер видит в них только то, чем они являются на самом деле, и, следовательно, игнорирует их.
В этом и заключается урок пятой основной аксиомы, которая, возможно, самая важная из всех. Как только вы ее усвоите, вы станете более умным спекулянтом/инвестором, чем профессор Фишер со всеми своими обширными академическими знаниями. Эта аксиома, лишь только она становится для вас руководством к действию, выхватывает вас из общего стада обнадеженных растяп и неудачников.
Некоторые из самых великих иллюзий о существовании упорядоченной системы, как ни странно, возникают в мире искусства. Это мир, в котором громадный капитал может быть заработан с ошеломляющей скоростью. Основная хитрость здесь заключается в покупке произведений неименитых художников прежде, чем они становятся популярными. Не так давно одна женщина приобрела на сельском аукционе картину Луизы Мойллон, французской художницы XVI в., за $1500. В течение года спрос на картины Мойллон стал настолько горячим, что та же самая картина на аукционе в Нью-Йорке была продана уже за $120 тыс.
Столь высокая доходность могла бы украсить любой инвестиционный отчет. Но как воспользоваться подобной возможностью на практике? Как узнать, когда никому не известный ранее художник привлечет всеобщее внимание?
Да, существуют эксперты, которые говорят, что хорошо разбираются в искусстве. Они видят закономерности там, где их не видит никто другой. У них есть формулы. Они могут разглядеть образцы Высокого Искусства тогда, когда они еще никем не признаны и потому дешевы. Они могут отправиться на провинциальный аукцион, где другие покупатели тычутся среди экспонатов, как слепые котята, и, найдя подходящий экземпляр, мысленно воскликнуть: «Вот это вещь! В следующем году в Нью-Йорке ее можно будет продать за шестизначную сумму!». Из этого следует, что для вас лучшим вариантом было бы проконсультироваться с нужными экспертами, не так ли?
Конечно. Именно на этой идее был основан Американский художественный фонд, который, по сути, представлял собой паевой траст. Планировалось, что он сможет сделать своих акционеров богатыми, покупая и продавая произведения искусства. Эти сделки должны были осуществляться при поддержке опытных экспертов, профессионалов своего дела, критические суждения которых могли бы определять зарождающиеся на этом рынке тенденции и находить будущих Мойллонов прежде, чем остальные покупатели предметов искусства поймут их ценность.
Прекрасная иллюзия существования четкой модели формирования цены. Она привлекла к себе множество крупных и мелких инвесторов. Фонд успешно разместил первый выпуск своих акций по цене $6 за штуку.
При этом никто, кажется, и не вспоминал о том, что в любой игре, столь же рискованной, как игра с ценами на предметы искусства, даже группа профессионалов может потерпеть неудачу с той же легкостью, что и толпа несведущих профанов. Шедевры, закупленные Художественным фондом, вначале выглядели многообещающе, и спустя всего несколько месяцев после первичного размещения на рынке акции Фонда торговались уже по цене, превышающей $30. По крайней мере, некоторые из первых вкладчиков Фонда сумели сколотить на этом неплохую прибыль. Но затем настал момент истины. Картины оказались гораздо менее востребованными, чем предполагали эксперты Фонда. Безвестные художники так и остались безвестными. Одна из дорогих картин вообще была признана подделкой. Цена акций Фонда резко упала; спустя пару лет после того, как Фонд начал свой бизнес, она составляла всего лишь 75 центов.